Ученые из Университета Миннесоты совместили две крайне интересные и перспективные технологии – квадрокоптеры (или беспилотные летательные аппараты) и управление компьютерами силой мысли (так называемый «нейрокомпьютерный интерфейс»). 

Разработка, начатая «на бумаге» примерно два года назад, сегодня перебралась в реальность – исследователи продемонстрировали первый прототип системы, позволяющей управлять полетом квадрокоптера AR.Drone одной лишь силой мысли. Пилот при этом наблюдает за направлением полета квадрокоптера через встроенные в него камеры, сидя перед монитором.

http://www.youtube.com/watch?v=6LWz4qa2XQA

Несмотря на то, что все это звучит просто и незамысловато, дело создания подобной технологии – это очень кропотливый и сложный процесс. Одна только тренировка «пилотов» проходит около трех месяцев – для начала будущие «Профессоры Икс» пытаются управлять виртуальным квадрокоптером в специально созданном компьютерном симуляторе, и только потом переходят к первым робким шагам в управлении реальным объектом, овладевая множеством нюансов. 

Базовый принцип управления квадрокоптером примерно такой: для подъема дрона вверх оператор представляет, что он сжал кулаки (на правой и левой руке) – компьютер распознает мозговой паттерн и включает все винты квадрокоптера, поднимая его вверх. Если оператор представит, что он сжал лишь левый кулак, квадрокоптер будет двигаться влево, то же самое и с движением вправо. 

Оттачивание подобных систем управления поможет в будущем создавать более совершенные системы управления и взаимодействия с разнообразными устройствами. Такая технология также будет весьма востребована людьми с ограниченными возможностями – к примеру, они смогут управлять не только моторизованным инвалидным креслом, но и различными бытовыми приборами в доме.

Неинвазивное считывание активности мозга – технология EEG – активно разрабатывается с начала «двухтысячных», мы не раз писали о больших и небольших успехах в этой области. Квадрокоптеры, разработанные почти век назад, стали набирать популярность в гражданском секторе и у исследователей примерно в то же время. Большим толчком для коммерциализации стал выпуск популярной игрушки AR.Drone – именно этот квадрокоптер был использован учеными Университета Миннесоты для вышеописанных экспериментов.