Игра Starbound («Звездный прыжок») от британской студии Chucklefish Games стала ярким представителем инди-проектов, разработанных на пожертвования обычных пользователей. Представленная в феврале 2012 года, к ноябрю 2013-го она набрала вкладов на два миллиона долларов (при необходимом одном миллионе). Другими словами, всего за 14 месяцев разработчики собрали требуемый миллион на разработку, а еще через 8 месяцев удвоили бюджет.

Проект стал весьма успешным и привлек большое внимание публики и профильных СМИ — к примеру, Starbound получил титул «Самой ожидаемой игры 2013» от Indie Game Magazine и «Инди-игра №1 2013 года» от сайта indiedb.com. Многие игровые журналы и сайты, специализирующиеся на компьютерных играх, а также давно ждавшие игру пользователи тепло отозвались о Starbound.

Нам стало интересно, почему игрушка вызвала столько шума, потому мы решили собственноручно оценить текущую версию игры. А заодно поделиться впечатлениями с читателями GB.

Песочница

Starbound принадлежит к набравшему огромную популярность (по большей части — благодаря Minecraft'у) жанру игр-песочниц, основанных на изменяемых процедурно-генерируемых мирах. В таких играх мир состоит из разрушаемых и устанавливаемых блоков — игровых «кирпичиков» с произвольными свойствами. В качестве сильно упрощенного примера из реального мира можно привести детский конструктор Lego.

Мир строится с нуля при первом запуске игры, а также при дальнейшем исследовании, совершенно случайным образом по определенным «законам игровой природы», заданным разработчиками.

Мир можно менять по своему усмотрению. Например, можно убрать несколько блоков камня киркой, забрать их и сложить в другом месте из каменных блоков убежище. Можно «срубить» блоки дерева и затопить ими печку, собранную из блоков все того же камня. Вариаций использования всего разнообразия блоков разных материалов — бессчетное количество.

Интересно, что какой-то определенной жестко заданной цели такие игры, как правило, не имеют: обычно, это чистый холст для внутриигрового творчества (скриншот, расположенный выше — прекрасная тому иллюстрация).

Сначала игрок ставит своей целью выживание в неблагоприятных условиях, добывает пищу, сооружает убежище, переживает ночи с разгуливающими вокруг монстрами, добывает полезные ископаемые (уголь, нефть, уран и т.д.), древесину, плоды растений и руды (железо, медь, серебро, золото), мастерит более совершенные инструменты. При этом можно соревноваться и творить и с другими игроками — на открытых серверах в Сети.

Затем игрок берется за исследование мира (или миров), различных континентов, планет и измерений, за добычу уникальных блоков и ресурсов, которых нет в домашней локации (или биоме).

Все это применимо и к Starbound. В случае со Starbound, правда, мир – двухмерный, с видом со стороны. Игра является некоторого рода приключенческим и исследовательским «платформером», где главная цель – знакомиться с неизведанными уголками практически бесконечной вселенной.

Home, sweet home

Игра начинается с создания персонажа — вернее, с выбора одной из шести рас, задания внешнего вида и имени вашего виртуального альтер-эго.

Созданный персонаж оказывается на космическом корабле (корабль выглядит уникально для каждой расы, кстати). Нам сообщают, что Земля по тем или иным неведомым причинам перестала существовать, вы отправились на межзвездном космическом судне на поиски нового дома.

Корабль длительное время блуждал по вселенной и, в итоге, оказался без топлива на орбите неизвестной планеты — на эту планету можно спуститься и исследовать ее. Это — первый большой и разнообразный мир, с которым сталкивается игрок. Его можно сделать «домашним» пометив на карте специальной кнопочкой:

По ходу игры вам предлагается выполнять квесты — сначала это добыча еды и изготовление нескольких предметов, затем — сборка антенны, которая позволит вызвать другой корабль и добыть необходимый ингредиент для создания мастерской. Все это происходит, напомним, в уникальном — единственном и неповторимом мире, генерируемом при первой телепортации на планету. 

То есть, даже если вы начнете игру заново, она каждый раз будет абсолютно новой. Генерируется не только местность, но и большинство материалов, из которых состоит ваша первая планета (да и все последующие). Это — главная фишка Starbound.

Поверхность у планет имеет разный цвет, разное содержание почвы, разное количество полезных ископаемых. На каждой новой планете обитают совершенно уникальные существа, растут совершенно уникальные деревья и прочие растения. Меняются и погодные условия (температура воздуха, уровень выпадения осадков и т.д.). В зависимости от массы небесных тел, меняется сила притяжения (и, соответственно, высота ваших прыжков).

Также уникальны пейзажи – если вы долетели до планеты с несколькими лунами, то на горизонте вы будете видеть несколько небесных тел.

На одной планете (или луне) большую часть суток может быть адский холод и идти кислотные дожди (оцените перспективу остаться там без запаса топлива и еды!), на другой – райские кущи, много полезных материалов и находок, на третьей, вымершей — сильная жара и опустевшие лаборатории с пропагандистскими плакатами тоталитарной направленности, советующими вам повиноваться грозной обезьяне.

В полярных сумерках, согреваемся в иглу

Прячемся от кислотного дождя

На какой-нибудь очередной пустынной луне газового гиганта запросто можно встретить одинокого пришельца в соломенном домике, кем-то оставленную палатку или даже высокотехнологичное здание, населенное философствующими роботами. На ледяной планете можно замерзнуть, если не встретить милый иглу с предусмотрительно разожжённым костром внутри.

Обитатели миров бывают как дружелюбными, так и не очень – можно наткнуться на «птичку» блюющую красной кислотой, или птеродактиля, извергающего пламя или какие-нибудь опасные для здоровья психоделические мыльные пузыри. А можно – на безобидных розовых птах, порхающих на прозрачных крыльях или на толпу пикачу-подобных существ, издающих забавные звуки и пасущихся возле кислотного озерца.

Предметы и крафт

В игре имеется множество базовых предметов и ресурсов. Это топливо (уголь, древесина, доски, уран и т.д.), металлы (серебро, железо, медь и т.д.), растения, а также их семена и плоды (например — растительное волокно, морковь, помидоры, кукуруза, пшеница, ананасы, бананы), прочие объекты (от ткани до процессоров). Из базовых предметов и ресурсов можно скрафтить (изготовить) прочие вещи – оружие, одежду, еду, медикаменты, мебель, инструменты, электронику, механизмы, апгрейды для корабля и так далее (в игровой энциклопедии от фанатов — более двух тысяч статей, освещающих далеко не все аспекты).

Но кроме базовых объектов и предметов, которые можно изготовить, существует и бесчисленное множество тех, которые можно найти исследуя миры – здесь и бесконечное разнообразие различных топоров, копей, трезубцев, мечей, огнестрельного оружия, всяческие процедурно генерируемые плодовые растения, цветы и деревья, из которых выпадает уникальные семена, фрукты-овощи и древесина. На планетах можно найти бесконечное разнообразие строительных материалов – всяческие кирпичи, доски, металлические блоки, технологические панели и так далее.

Можно наткнуться на небольшие поселения, где вы вольны забрать себе всяческие предметы жителей – кровати, холодильник (с его содержимым), сундуки, стулья, столы, портреты, занавески – все, что угодно. По пути встречается невероятное разнообразие всего и вся – все это можно перенести на свою родную планету.

Имеется и универсальная «денежная» единица – пиксели. Пиксели нужны в качестве ингредиента для крафта некоторых полезных или даже необходимых вещей. Расплачиваясь пикселями можно покупать вещи на планетах у торговцев.

Шуточная аллюзия на Биткоины

Некоторое количество пикселей отнимается за регенерацию вашего тела (если вы вдруг погибли, вас полностью регенерируют со всем инвентарем за некий процент «пикселей»). Получает пиксели игрок в качестве «дропа» после убийства монстров, либо за выполнение заданий и квестов. 

Межзвездный прыжок

Перелет между планетами требует от вас добычи топлива. На первое время этим топливом может служить, к примеру, уголь, изъятый с поверхности, из шахт и пещер или произведенный из древесины. Позже двигатели корабля можно «топить» ураном, плутонием или «соляриевой» рудой.  Чем дальше вы летите от текущего своего местонахождения, тем больше топлива вам потребуется.

Звездная карта (встроенная в бортовой компьютер вашего корабля) – невероятно гигантская. Чтобы изучить ее всю, понадобится не одна сотня человеческих жизней, поэтому будем считать ее бесконечной. У карты есть координаты, являющиеся по совместительству «зерном» для генерации звезд, планет и спутников. К сожалению интерфейс на данный момент не совсем удобный (кнопки увеличить/уменьшить пока не работают) – приходится записывать куда-нибудь текущие координаты и вручную вводить их в окне “Find random”, чтобы увидеть окружающие вас планеты и звезды (небольшой хинт – можно использовать для «уменьшения» правую кнопку мыши — сильно облегчает игру).

Карту, между прочим, можно улучшать, создавая для компьютера специальные модули, расширяющие возможности навигации – со временем вы сможете посещать секторы “B” и “C”, где находятся планеты повышенной сложности. 

Да, кстати о корабле – небольшой сначала звездолет (являющийся единственным безопасным местом в игре) подвержен всевозможным улучшениям – для этого нужно, опять же, исследовать миры, выполнять задания и получать новые технологии.

Итого

Вариативность у игры – потрясающая — практически бесконечная, исследовать миры можно долго, забыв между делом об обеде и даже ужине в реальной жизни. Это можно понять даже после «поверхностного анализа» — автор заметки активно знакомился с игрой два дня и не оценил и десятой части из того, что здесь есть. Да и объять необъятное в плане описания такой глубокой и разносторонней игры сложно.

Да, и возникает то самое чувство, знакомое многим геймерам — аддиктивность.

Процесс исследования украшает стилизованная под 16-битные приставки графика. Отменной игру делает и классная работа над деталями – все продуманно, все проработано и сделано с большой любовью к предмету: даже создатель игры признается, что это — проект всей его жизни.

И да, черт возьми! Здесь можно «грабить корованы»!

Разработчики Starbound пошли хорошо проторенной дорожкой и, не стесняясь, вдохновлялись игровыми хитами прошлых лет. Они объединили в своем шедевре сразу несколько игрушек – тут хорошо узнается и Minecraft (с ее двухмерным клоном — Террарией), и Fallout (те самые великолепные первые две части), и первые две Diablo, а также старый добрый Space Quest, Boulder Dash и еще несколько отличных игрушек.

Игра до сих пор находится в стадии выпуска бета-версий и постоянно «допиливается» — добавляются новые типы контента, дорабатывается процедурная генерация, биомы и планеты. Учитывая всю ее сложность, работа будет длиться еще долго. Тем не менее, она уже сейчас полностью «играбельна» и покорила сердца игроков, которых легко можно понять.

Возможно, Starbound не обладает «крутым графоном», здесь нет эпического сюжета, нет «рельсиков» и кнопки «победить», тем не менее –  это в какой-то степени шаг к светлому будущему компьютерных игр, где каждая деталь будет уникальной, где весь бесконечно огромный мир будет генерироваться по сложнейшим внутриигровым законам, и к этому миру можно будет подключиться из любой точки реального мира и продолжить свои исследования и взаимодействия с другими персонажами.

Разумеется, Starbound – игра не для всех. Не всем она понравится, не все ее оценят по достоинству. Но то, что такие игры сегодня есть – наилучая похвала современной игровой индустрии.

Любителям «игр-песочниц» Gadgetblog.ru искренне рекомендует ознакомиться и попробовать. Не прогадаете!