Первого августа, всего через три дня, будет представлен долгожданный флагман Google-Motorola, смартфон Moto X. Первый продукт Motorola, сделанный под опекой Google. И, что весьма интересно – производиться телефон будет исключительно в Америке.

«Каждый телефон Moto X, который будет продан в США, будет собран в Форт-Уорте, Техасе, то есть, на рынке появится первый смартфон компании, произведенный дома» — восторженно говорит прессе представитель Motorola. На самом деле собирать смартфоны для Motorola будет контрактный производитель Flextronics, но это и не важно в контексте статьи.

Что важно – это не уникальность патриотичного решения Motorola/Google производить продукцию в Америке. Гендиректор Apple, Тим Кук, заявил изданию Bloomberg Businessweek в декабре прошлого года, что Apple будет производить некоторые продукты не в Китае, а в  Америке. Одним из таких продуктов с шильдиком “Made in the USA” стал свежий Мак Про, представленный на июньской Apple Worldwide Developer Conference (WWDC) .

В какой-то степени лейтмотивом WWDC стал патриотичный слоган «спроектировано Apple в Калифорнии» и «собрано в США». Да и в дальнейшем маркетологи компании как в рекламных видеороликах, так и в печатной рекламе принялись явно акцентировать внимание на продуктах, собранных в США. 

Поддалась повальной моде на патриотизм даже китайская компания Lenovo (казалось бы, при чем тут патриотизм?), пообещавшая выпускать новые ThinkPad на территории США, в Северной Каролине. 

Очевидно, что технологических гигантов в последнее время стимулирует к рекламе перевода производств в США что-то особенное. Истинная любовь к Родине и чистые патриотические чувства?

«Нет никаких сомнений, что реклама с упоминанием фразы «Сделано в США» эффективна, и это не удел одних только гаджетов», говорит Скотт Пол, президент некоммерческой организации Alliance for American Manufacturing (AAM), основанной в 2007 году и представляющий промышленников и производителей чего бы то ни было, решивших делать свою продукцию в США, а не выносить производства за пределы страны.

Это высказывание хорошо иллюстрирует новое исследование Boston Consulting Group, в ходе которого 80 % из пяти тысяч опрошенных сказали, что готовы переплачивать за продукты, сделанные в США. Подобное исследование показало, что даже китайцы готовы переплачивать за лейбл “Made in USA”.

Однако Пол не думает, что крупнейшие корпорации прельстил только лишь пиар и результаты каких-то опросов:  «я не думаю, что Google, Apple и Lenovo переносят некоторые производства обратно в США против интересов своих акционеров. Наверняка у этих компаний есть веские причины, наверняка эти решения должны исключительно положительно сказаться на их успешности и прибыльности».

Пол перечисляет несколько очевидных факторов, которые в действительности могли вызвать столько внимания производителей к патриотическим нотам. Пол считает, что главной причиной может быть стоимость рабочей силы в Китае, которая поднялась до весьма высокого уровня и продолжает стремительно расти. Также одной из причин может являться усиление национальной валюты – юаня (по отношению к доллару), который медленно, но неуклонно идет вверх, благодаря чему эффективность американских инвестиций в китайское производство также медленно и неуклонно снижается.

Два других тренда в США, делающих выгодным перенос производств электроники «на родину»: увеличивающийся рынок труда и падающие зарплаты работников. «Возможно, Apple и Google при просчете стратегии считают, что в первые годы американские заводы будут убыточными, однако в течение ближайших пяти лет затраты оправдаются с лихвой» — говорит Скотт Пол.

Да, сейчас производство в США обходится дороже, чем производство за рубежом. Однако ситуация стремительно меняется. Согласно международной консалтинговой компании AlixPartners, при сохранении тенденций к 2015 году стоимость производства продукции в Китае и США сравняются. 

На данный момент технологические гиганты запускают в производство на родине чисто нишевые продукты – например, очки Google Glass, собираемые в Калифорнии (и стоящие 1 500 $), или провалившийся медиацентр Google Nexus Q, поступивший в продажу летом 2012 года (за 299 $). В ту же категорию с натяжкой можно отнести Mac Pro необычной формы. За небольшие тиражи и экспериментаторство приходится платить увеличением цены продукта, но это не касается грядущего Google Moto X и многих других чисто американских девайсов, которые выйдут в будущем. Это уже массовый продукт, цена на который будет умеренной и доступной для среднего потребителя.

Новый Mac Pro

Другие аналитики считают, что переход Google и Apple к производству продукции в Америке не соответствует общей экономической ситуации в мире. «Нет никаких поводов утверждать, что два анонса (Moto X и Mac Pro) – это не редкие исключения», говорит Рон Хира (Ron Hira), доцент Рочестерского технологического института и автор книги «Американский аутсорсинг: истинная стоимость производства за рубежом и что с этим сделать». – «Если бы такие шаги были частью реального тренда, мы бы увидели это в реальных торговых показателях», отмечает Хира. «Но мы этого не видим… соответственно, это больше похоже на PR, чем на что-то другое».

Рон добавляет, что ситуация с технологическими компаниями сегодня заметно отличается от ситуации в 1980-х годах, когда было модно все производить в Штатах и писать на продуктах «Сделано в Америке». По мнению аналитика, компании давно и прочно перестроили свои цепочки поставок и завязали все на зарубежные заводы, расположенные, в основном, в азиатских странах.

Также Рон Хира размышляет над открытым вопросом – «насколько устройства Mac Pro и Moto X будут на самом деле американскими»? Какое количество основных компонентов будет произведено именно в Америке, а не поставлено из-за рубежа?

Однако даже если Google и Apple пытаются ассоциировать свои бренды с Америкой чисто в рекламных целях, как говорит Хира, то остается вопрос – насколько такая реклама поможет продавать продукт лучше, чем продукт с более географически-нейтральной рекламой? 

«Главный для меня вопрос – насколько потребителю не все равно?», говорит Гари Пизано (Gary Pisano), профессор бизнес-менеджмента Гарвардской бизнес-школы и соавтор книги «Процветающее производство: почему Америке нужно возрождение промышленности».

«Будут ли американские потребители отдавать предпочтение продукции Apple, только потому что она имеет надпись “Сделано в Америке”?» – спрашивает Пизано. «Я не уверен, что потребитель будет перед покупкой смотреть на тыльную часть электронного устройства и искать там глазами строчку, говорящую о том, где произведен данный экземпляр и далее основывать свой выбор на этой информации», резонно замечает Пизано. 

Ведь не все категории товара для успешных продаж нуждаются в обязательной национальной идентификации – возможно, модная одежда и обувь обязательно должны быть сделаны в Италии, а классные автомобили обязательно должны быть родом из Германии. Однако в случае с потребительской электроникой, по мнению Пизано, продукция изготовленная в азиатских странах уже давно получила хорошую репутацию и тот же пресловутый “Made in China” уже давно не отпугивает покупателя. «Я не считаю, что компании должны производить электронику на территории США только из-за рекламных побуждений», говорит Пизано. «Возможно, одной из основных целей и выгод переноса производств является близость их к центрам разработки и дизайна».

Конечно, надпись «Сделано в Америке» никак не гарантирует, что товар станет хитом продаж. Патриотичные ассоциации никак не уберегли автопроизводителей от жесткой конкуренции с японскими гигантами автопрома, которые со временем взяли верх и стали доминировать на рынке США.

Как говорит тот же Скотт Пол: «Неважно, где произведен продукт – в Китае или на Луне. Если продукт некачественный или неконкурентоспособный, он просто не будет хорошо продаваться».

А что думает читатель? Вы выбираете электронику, опираясь на информацию о месте ее производства? Считаете ли вы, что вещи, произведенные в Америке будут более качественными, чем вещи, выпущенные под строгим контролем в странах Азии?