Если вы думаете, что корпорация Sony зарабатывает на смартфонах, планшетах, телевизорах, телевизионных приставках или каких-нибудь батарейках и лазерных дисках с картами памяти, вы ошибаетесь.

На самом деле, подразделение компании, занимающееся электроникой ничего не зарабатывает, а лишь приносит убытки, как это ни печально. Так на чем же на самом деле зарабатывает именитый бренд и почему он до сих пор держится на плаву? На что Sony содержит офисы и заводы, на какие деньги содержится гигантский штат?

Sony – очень уважаемый и знаменитый производитель бытовой электроники. Компания подарила нам портативные плееры, игровую приставку PlayStation, компьютеры Vaio, фотоаппараты Cybershot и много еще чего качественного и передового. Однако компания уже долгое время теряет деньги с каждого устройства, которое она продает.

Всю инфраструктуру, все производство электронных девайсов, Sony «тянет» на себе за счет продажи музыки, производства голливудских кинофильмов и, как это ни странно, страхового бизнеса.

Sony PlayStation 2 — консольный хит всех времен и народов

Новый отчет от инвестиционного банка Jefferies показал всю несостоятельность подразделения японской корпорации, занимающегося электроникой. «Электроника – это ахиллесова пята и, с нашей точки зрения, это подразделение не стоит ни копейки», пишет в отчете, вышедшем на этой неделе Атул Гоял (Atul Goyal), аналитик Jefferies по потребительским технологиям.

«С нашей точки зрения, компания должна выйти с большинства рынков электроники».

Но что же будет делать повелитель Walkman’ов и Trinitron’ов без электроники?

Несмотря на то, что Sony обладает гигантским ассортиментом электронной продукции – от батареек до фотоаппаратов и носимых 3D-дисплеев, наиболее успешным бизнесом корпорации является продажа страховок. Конечно, Sony практически неизвестна в качестве страхового агентства ни в России, ни в США, ни в Европе, потому как компания владеет этой странной для ее репутации электронного гиганта ветвью и занимается ее развитием исключительно у себя на родине – в Японии. Именно там Sony весьма неплохо зарабатывает на автостраховании и медицинских полисах.

Именно страховки принесли Sony шестьдесят три процента (63%!) операционной прибыли, по данным за прошлый год. Более того, страхование – это главный бизнес, приносящий миллиарды долларов чистой прибыли Sony на протяжении последних десяти лет.

Но не только страховка помогает держаться Sony на плаву. Весьма успешны кинематографические и музыкальные подразделения компании. 

«Двойной удар», «Охотники за приведениями», «День сурка», «Пятый элемент», «Люди в черном», «Код да Винчи», «2012», «Человек-Паук», «Социальная сеть» и другие громкие кинопроекты и франшизы помогли сделать Sony Pictures Entertainment (в нее входит и Columbia Pictures, которую Sony купила у Coca-Cola в конце восьмидесятых) знаменитым и весьма уважаемым игроком киноиндустрии, который, кроме всего прочего, приносит деньги. 

Sony Music Entertainment, объединяющая сегодня более двухсот лейблов, стала родным домом для Майкла Джексона, AC/DC, Boney M., Адриано Челентано, Майлза Дэвиса, Боба Дилана, Барбары Стрейзанд, Селин Дион, Оззи Осборна, Daft Punk, Бейонсе, Алиши Киз, Дайдо, Шакиры и многих-многих других, также очень авторитетна на музыкальном рынке.

В совокупности Sony Pictures и Sony Music принесли корпорации с 2003 года более семи миллиардов долларов чистой прибыли. Оцените иронию судьбы – за то же время подразделение Sony, занимающееся электроникой, потеряло 8,5 миллиардов долларов.

«Проблема в том, что совет директоров все еще целиком и полностью сфокусирован на попытках воскресить подразделение электроники и сделать его прибыльным», говорит Кодзи Ямада (Kouji Yamada), профессор токийского университета Хитоцубаси и директор по исследованиям в калифорнийской инвестиционной компании Mission Value Partners.

Отсутствие должного внимания к проблемам с убыточными бизнесами может вскоре начать оказывать негативное влияние на главные источники доходов Sony, считает Кодзи Ямада. Sony Financial Holdings, в которой корпорация владеет 60% долей, начала уступать конкурентам на токийской бирже. В этом году цена за акцию поднялась всего на 4 процента, чего недостаточно на фоне активно развивающихся соперников (цена акций Dai-ichi Life Insurance, например, подросла на 36%).

В среду генеральный исполнительный директор Sony, Хираи Кадзуо, выступил с речью в защиту пристального внимания компании к восстановлению прибыльности подразделения, занимающегося электроникой. «За электроникой — будущее. И она у Sony в ДНК», сказал он на пресс-конференции. «И моя миссия – возродить соответствующее подразделение».

Судя по всему, компания действительно пытается активно нащупать ниши, в которых она была бы успешной. Одной из таких ниш может стать смартфонный бизнес – удивительно, но Sony удалось вклиниться в «битву титанов» — Apple и Samsung – и противопоставить продукции этих гигантов очень даже конкурентоспособный аппарат – Xperia Z. Смартфон уже получил неплохие отзывы и смог обратить на себя внимание покупателей. Еще одним спасательным кругом Sony видит рынок дорогой фототехники: полнокадровую камеру RX1 называют одной из самых передовых цифровых компактных камер в мире.

За последние 10-13 лет Sony основательно «похудела» и набрала долгов. В «сухих числах» это выглядит примерно так:

Рыночная капитализация Sony:

  • Сентябрь 2000 года: 100 миллиардов долларов (источник: Bloomberg)
  • Декабрь 2007 года: 54 миллиарда долларов (источник: ycharts.com)
  • Декабрь 2011 года: 18 миллиардов долларов (источник: Bloomberg)
  • Сентябрь 2012 года: 11,69 миллиарда долларов  (источник: Wall Street Journal)
  • Май 2013 года: 21,89 миллиарда долларов (источник: ycharts.com)

Для сравнения, рыночная капитализация компании Nintendo на данный момент равна 14,13 миллиарда долларов.

В прошлом квартале компания Sony впервые за пару лет вышла «в плюс», во второй раз с момента кризиса 2009 года показав прибыль, однако электронное подразделение до сих пор остается убыточным. 

Будем надеяться на то, что Sony уже повидала «дно» в начале прошлого года и устремится к будущим победам.

А что думаете вы? Хотели бы вы, чтобы Sony ушла из мира электроники и осталась лишь в прибыльных бизнесах? Или хотели бы, чтобы бренд, изменивший жизни многих из нас, оставался влиятельным на этом рынке и продолжал борьбу за прибыль?