Три года назад польский архитектор Якуб Шчесны (Jakub Szczesny), прогуливаясь в одном из старых районов Варшавы, внезапно узрел, как он это описывает, «воздушную подушку» между зданием довоенной застройки и послевоенным кооперативным домом.

Тридцатидевятилетний Якуб, трудящийся в архитектурном бюро Centrala, которое работает с уклоном в экспериментальную архитектуру, решил подумать над тем, как бы заполнить это пространство с умом. Как бы сделать так, чтобы пустота не обходилась без дела и была для города хоть чем-то полезна. В итоге архитектор придумал удивительный проект, предполагающий постройку целой квартиры, которая поместилась бы в эту «щель».

«Я полюбил пространство между двумя этими строениями из разных эпох», говорит он. «И я решил связать их».

В качестве идеального жильца для такого дома Якуб Шчесны выбрал израильского писателя Этгара Керета (Etgar Keret), знаменитого написанием коротеньких историй. Этгар привык к своему стилю и формату, у него польские корни, а также его маме, еще ребенком заставшей войну, приходилось проносить контрабандную еду через нацистские пропускные пункты, располагавшиеся недалеко от тех мест, где Якуб нашел подходящее для стройки пространство.

Когда сорокапятилетний Этгар Керет поднял трубку и услышал из нее голос с сильным польским акцентом, предлагающий построить для писателя дом, пропорциональный длине его рассказов, то растерялся и сначала решил, что его разыгрывают. Однако Якуб не остановился на звонке и решил прилететь в Тель-Авив, где проживал Этгар и лично побеседовал с ним, доказав серьезность своих намерений. Этгару Керету и его семье идея «возвращения» в Польшу таким экстравагантным способом понравилась и он согласился.

На прошлой неделе, спустя год бюрократической неразберихи, инженерных изысканий, доставки строительного крана из Германии и стройки необычного дома, открылись двери (вернее, дверь, да и та – горизонтальная) новой квартиры Этгара. Ширина квартиры составила всего метр и двадцать сантиметров в самом широком месте и 72 сантиметра в самом узком. Данный дом назвали самым узким домом в Польше, но вполне возможно, что он самый узкий в мире.

«Создание этой квартиры стало для нас фантастическим набором невозможностей», сказал архитектор. «И каждый день мы ждали, что у кого-нибудь из нас вот-вот случится сердечный приступ».

Веселье началось уже тогда, когда Шчесны решил выяснить – кому же формально принадлежит эта пустота, образовавшаяся между двумя домами. К счастью, власти, управляющие районом, где располагается теперь дом писателя, пошли к Шчесны навстречу, и помогли решить неурядицы с законом, разрешив строить объект. Но тут всплыли дополнительные «квесты» в виде решения проблем с трубопроводом, электричеством и прочей сантехникой. В течение нескольких месяцев и эти проблемы также удалось утрясти.

Заключительный дизайн архитектурного бюро предполагал наличие легкого стального каркаса, построенного из небольших модулей, скручивающихся между собой болтами. «Местные компании, изготавливающие стальные каркасы (в основном) для больших торговых центров, отказались выполнять такую сложную и маленькую работу по чертежам», говорит Якуб Шчестны. «Нам потребовалось немало времени, чтобы найти заинтересовавшегося подрядчика. Более того, нам пришлось везти кран, который установил бы конструкцию на место, прямо из Германии».

Как выглядит в итоге дом Керета? А вот это – особенно интересная часть сего рассказа.

http://www.youtube.com/watch?v=NECN6tpwxCY

Маленькая кухонька в ширину составляет 92 сантиметра, в ней установлена миниатюрная плита и раздвижная дверь, прикрывающая вход в миниатюрную же ванную комнату, совмещенную с туалетом.

Второй этаж, на который можно забраться с помощью вертикальной лестницы, вмещает в себя спальную комнату (с кроватью на одного человека) и рабочий кабинет.

Наверняка, такие сжатые пространства у многих вызовут клаустрофобию, однако компенсироваться теснота может за счет высоких «потолков» и за счет большого количества света, проникающего через полупрозрачную пластиковую крышу и два предусмотренных планом окошка.

Этгар Керет, прибывший в Варшаву на открытие своего дома, считает, что дом действительно получился материальным эквивалентом одной из его коротких историй: маленький, но завершенный. «Он вышел очень, очень компактным. Однако в нем есть все, что обычно бывает действительно нужным в домах».

Керет останется в доме на некоторое время и попробует написать в нем что-нибудь. «Заманчиво попробовать творить в этом доме, этот дом может быть настоящим порталом, в котором можно искать вдохновение для творчества».

По польским законам, дом Керета слишком мал, чтобы считаться жилым помещением. Он был классифицирован как художественная инсталляция, владеет и распоряжается которой Фонд Польского Искусства. Архитектор и писатель планируют использовать ее как своего рода гостиницу для людей творческих профессий, в которой они смогут пожить от пяти до семи дней.