Тридцать лет назад компания Xerox произвела на свет первую коммерческую компьютерную мышь. С тех пор мышь постепенно, но верно начала экспансию на рынок, и сегодня, лиши нас курсора в лэптопах и десктопах, работать и развлекаться стало бы довольно сложно.

Но именно мышь сделала возможным появление интуитивных и понятных графических интерфейсов, один из которых находятся прямо сейчас на вашем экране.

Первые манипуляторы курсором на экране выглядели, конечно же, немного иначе, чем какой-нибудь «грызун» от Logitech, занявший место на вашем столе. Так давайте же пролистаем краткую историю в картинках, которая поможет нам представить приблизительный ход развития манипулятора «мышь» в течение долгих лет опытов и ошибок.

Итак, добро пожаловать в машину времени. В путешествие от боулинговых шаров прошлого до управления курсором силой мысли будущего.

1. Самый первый трекбол в мире

Самый первый трекбол в мире (и самое первое устройство, предполагающее передвижение курсора движениями руки) был изобретен в Королевском военно-морском флоте Канады в 1952 году. На самом деле – это был обычный шар для боулинга, подключенный к древнему «железу», отслеживающему его вращения. Так как весь проект был военной тайной, дизайн так никогда и не запатентовали.

2. Первая мышь.

Первое устройство, которое по достоинству можно назвать деревянным дедушкой сегодняшней пластиковой мышки, было разработано Дугласом Энгельбартом (Douglas Engelbart) в 1963 году. Для отслеживания движения «грызуна» по поверхности, Дуглас использовал два колесика, установленные перпендикулярно относительно друг друга (и представлявшие, соответственно, на экране две оси координат курсора – X и Y). И, как в случае с современной мышью, предполагалось, что пользователь будет держать ее в своей ладони.

3. Первая «шариковая» мышь.

В 1968 году немецкая фирма Telefunken Rollkugel выпустила первую мышь, в основе которой лежал шарик (некоторые из наших читателей, возможно, помнят подобные мыши, популярные до прихода оптических). Помимо шарика манипулятор оснащался одной-единственной кнопкой и предназначался для отрисовки векторной графики.

4. Первая оптическая мышь.

Наконец, наличие механизма отслеживания координат с движущимися частями сочли ненадежным, и в 1970-х компания Xerox выпустила уже более современную модификацию мыши, использующую вместо проклятого резинового шарика (который вечно приходилось мыть) светодиоды и оптические сенсоры. Мышь называлась Alto и требовала для своей работы распечатанную на принтере сетку. Обратите внимание, какие милые и удобные у нее кнопки!

5. Первая коммерчески доступная мышь.

В 1981 все та же Xerox адаптировала ранее выпущенный манипулятор Alto под применение в своей системе 8010 с графическим пользовательским интерфейсом Star. Несмотря на то, что это – первая мышь, доступная потребителю, стоимость компьютера 8010 на тот момент составляла 75 000 $!

6. Первая мышь, доступная «простому потребителю».

В этой мышке Apple решила применить резиновый шарик. Манипулятор предназначался для компьютера Apple Lisa (стоимостью в 10 000 $), выпущенного в 1983 году. Мышь для Lisa оснащалась лишь одной кнопкой и огромным стальным шаром. Еще довольно долгое время у мышей Apple была лишь одна кнопка.

7. Первая беспроводная мышь с радиопередатчиком.

Мыши с инфракрасными передатчиками разрабатывались еще в 1984 году, однако, для их работы манипулятор должен был постоянно находиться на линии прямой видимости ИК-приемника. В 1991 году компания Logitech выпустила первую беспроводную мышь, работающую не с ИК, а с радиосигналом: Cordless MouseMan.

8. Первая лазерная мышь.

И снова компания Logitech оказалась впереди, выпустив первую потребительскую мышь с лазерным сенсором в 2004 году – MX1000. До тех пор использовались преимущественно оптические мыши, в которых светодиод подсвечивал поверхность под оптическим сенсором, а тот следил за перемещениями манипулятора. Использование лазера дало мышам дополнительную точность позиционирования, «отзывчивость» и возможность использования на множестве разных поверхностей.

9. Мышь с гироскопом.

На фотографии изображена мышь Logitech MX Air со встроенным гироскопом, определяющим перемещения без надобности считывать их извне. А благодаря встроенным акселерометрам вы можете вообще поднять мышь в воздухе и водить ей высоко над поверхностью.

10. Мышь с обратной отдачей.

Мышь была изначально спроектирована только для ввода координат, однако она способна обеспечивать и обратную отдачу. Представьте, что вы водите курсором по элементам управления и чувствуете границы и поверхности этих окон, кнопок и ползунков. Novint Falcon для обеспечения отдачи использует моторчики, управляющие тремя «ручками», держащими «курсор».

11. «Трехмерная» мышь.

Манипуляторы «мышь» всегда работали исключительно с двумя измерениями на экране монитора. Однако, в современном мире 2D уже непопулярно, сейчас «бум» на 3D. Вариант, представленный на фотографии, разработан компанией Axsotic и предоставляет пользователю шесть степеней свободы: вдобавок к тому, что шарик можно двигать по трем осям, его еще можно крутить во все стороны.

12. Мышь, для которой не нужны руки.

Любую мышь до выпуска манипулятора Microsoft Kinect нужно было «возить» по столу или перемещать в трехмерном пространстве. Но мы живем в современном мире, и нужны новые интересные решения. Microsoft представила такой манипулятор, которому не нужно непосредственное физическое взаимодействие с пользователем. Пользователь может управлять компьютером (в данном случае, игровой приставкой Xbox) жестами – манипулятор пристально следит за ним и все понимает. И скоро подобные системы будут встраиваться в лэптопы и даже мобильные телефоны.

13. Курсор, контролируемый силой мысли.

Мыши двухмерные? Мыши трехмерные? Жесты? Все это слишком сложно. Будущее за считыванием мозговых волн! Сегодня технология еще не готова управлять курсором мыши и соперничать с уже существующими манипуляторами. Однако разработки в этом направлении идут полным ходом, и скоро даже парализованные люди смогут набирать тексты, управлять курсором и вообще, вести полноценную работу за компьютером, при помощи одной лишь головы и глаз.