Почему столь интригующе выглядят всяческие корпуса и модификации iPod’ов и прочих миниатюрных плееров в стиле «стимпанк»? Наверное, потому, что в эру граммофонов, в начале 20 века, не было компактной и портативной техники вроде культовых плееров Walkman...

Или все же такая техника была?

Как оказалось (для многих это тоже станет открытием), уже в «лохматые» 1920-е годы существовали невероятно странно выглядящие (по крейней мере, сейчас) прообразы CD-плееров. В качестве носителя в них применялись, конечно же, не твердотельные накопители, не винчестеры, не лазерные диски и даже не магнитная пленка. Главным носителем тогда были виниловые пластинки. Этот небольшой обзор познакомит вас с «чудесами техники», позволявшими нашим предкам слушать музыку (или аудио-библию, например) за пределами их домов.

«Карманный фонограф» Mikiphone, 1924 год

В первой половине 1920-х годов в Швейцарии появилось чудное устройство Mikiphone, представляющее собой портативный фонограф (практически CD-плеер тех времен), умещающийся на ладони руки.

Устройство можно было взять с собой на природу (а то и в путешествие). Оно не требовало аккумуляторов, счастливые обладатели просто ставили диск, заводили пружину и наслаждались музыкой.

До того, как производство было прекращено (1927 год), компания успела выпустить около 150 000 экземпляров – шутки ли?

Граммофон “Peter Pan”, 1920-е

Портативная «вертушка» Peter Pan была предназначена для любителей выезжать на пикники. Модель была достаточно популярной у населения Европы, однако сейчас уцелевшие экземпляры найти довольно сложно.

Все детали проигрывателя были складными (включая телескопическую трубу и подставку под пластинки). Тогда еще эти устройства и куча их клонов назывались Kamerphones, потому что на вид были схожи с фотоаппаратами того времени (в форм-факторе «ящик»).

Чтобы собрать “Peter Pan” в функционирующий проигрыватель, требовалась большая инструкция (впрочем, как и для Mikiphone).

Миниатюрный граммофон Mikki Phone, 1930-е

В 30-х годах 20-го века был популярен другой «плеер», ассоциирующийся с Микки-Маусом: Mikki Phone. Аппарат проигрывал записи на скорости 78 оборотов в минуту и был создан в Японии (наверное, еще тогда японцы строили планы по мировому господству на рынке).

В поставку включалась инструкция, дополнительная иголка для звукоснимателя и оригинальный кожух (не такой модный, как у вашего iPhone’а, правда) с ручкой для транспортировки.

Полевой плеер времен второй мировой для армии США, 1940-е

Американцы знали, как поднять боевой дух солдат – заведя хороший свинг и разлив винца. Разумеется, армейский портативный плеер был хорошо укреплен – ведь использовать его предполагалось в суровых полевых условиях.

Все детали были хорошенько закреплены на своих местах, чтобы не вылететь во время поездки на джипе по кочкам.

Автомобильный фонограф Chrysler, 1950-е

Еще одно направление портативных плееров – автомобильные проигрыватели. Попытки встроить «музыку» в автомобиль предпринимались задолго до магнитол с CD- и MP3-проигрывателями.

Представьте, какая сложная задача стояла перед инженерами. Ведь пластинки весьма легко царапались, а игла при постоянной вибрации могла быстро выйти из строя. Но проблемы решить удалось, и первый автомобильный проигрыватель грампластинок был представлен в 1956 году автомобильной компанией Chrysler. И даже дорожные кочки не были помехой новому плееру.

Благодаря медленной скорости вращения и хорошей подвеске механизма Highway Hi-Fi (так назвала свое детище Chrysler) мог радовать автолюбителей той музыкой, которая нравилась лично им. Устройство стало довольно популярным для своего времени, хотя и не долго.

Из-за существенных минусов проигрыватель был снят с производства. Во-первых вам нужно было покупать специальные пластинки (формат разработала сама Chrysler) – нельзя было просто купить стандартную пластинку и вставить ее в проигрыватель. Из-за несовершенства механики и суровых условий ее использования, проигрыватель часто ломался, а его починка стоила целого состояния. Всего через год после старта продаж, в 1957 году, Chrysler прекратила производство автомобильных проигрывателей.

Портативный радиоприемник-проигрыватель Metz, 1956 год

Портативный радиоприемник компании Metz, выпускавшийся с 1956 года, имевший название “Kofferradio” («радио в чемодане»), умел работать как от электрической розетки, так и от батареек и был, как видите, довольно компактен. Однако не только приемником это устройство было примечательно.

В него был встроен проигрыватель пластинок. В то время он был сродни сегодняшним музыкальным центрам – «все в одном». Разумеется, он не использовал транзисторов – под «капотом» можно было обнаружить радиолампы (так любимые, наравне с винилом, аудиофилами).

Молодые яппи тех времен получили прекрасную возможность послушать Элвиса, бултыхаясь в бассейне.

Baird Emerson Wandergram, 1960-е

Самый первый проигрыватель инновационного на то время форм-фактора «крокодил» – Wandergram – был выпущен компанией Emerson в сотрудничестве с Джоном Логи Байрдом (John Logie Baird) в Лондоне, в 1960-м году.

Аппарат работал на электрическом приводе и был достаточно компактен. Он проигрывал записи на скоростях 33,3 и 45 оборотов в минуту. Громкоговоритель (динамик) был расположен в днище устройства.

Проигрыватель Triple Inchophone, 2005 год

Популярная группа The White Stripes решила соригинальничать и заказала у японской компании 8-Ball Bandai партию из 1000 портативных электронных проигрывателей для трехдюймовых дисков собственного формата, которые могли содержать лишь одну запись лишь на одной стороне.

Проигрыватель назывался “Triple Inchophone” и распространялся во время тура группы с набором пластинок.

В то время как звукозаписывающие компании всегда старались уместить как можно большее количество композиций на один диск, Джек Уайт решил сделать упор на компактность и оригинальное оформление (именно поэтому был выбран трехдюймовый формат, вмещавший лишь один сингл).

Стоимость комплекта, состоявшего из проигрывателя и набора пластинок, составляла 120 долларов.

Портативный USB-проигрыватель от Чарли Пийота, 2009 год

На этом современном экземпляре мы, пожалуй, завершим историю портативных плееров для грампластинок. Для подобных носителей звука дальнейшая миниатюризация уже не имеет смысла.

USB-проигрыватель Linos от дизайнера Чарли Пийота (Charlie Pyott) очень компактен и легок. Также он очень прост в использовании: кладете на стол небольшое основание со «шпилькой» для пластинки, устанавливаете на него диск, поверх этой конструкции устанавливаете сам проигрыватель. Затем подключаете устройство к компьютеру посредством USB и запускаете воспроизведение.

Можно просто слушать пластинки, а можно и сходу оцифровывать их.