Помните, когда Стив Джобс представил свой iPad (а это было уже более года назад), самым большим удивлением, как ни странно, стал не сам продукт (многие тогда назвали его «просто увеличенным iPhone’ом»), а его цена – такой аппетитный планшет с отличными характеристиками продавался всего за 500 долларов США.

Никто не ожидал такой цены. Отчасти, это связано с тем, что Apple всегда целилась в хай-ендовый сектор рынка — возьмите MacBook-и, стоимость которых начинается с 1 000 $. Вспомним также постоянные высказывания Apple в стиле «мы не можем производить компьютеры за 500 $, это будут не компьютеры а мусор».

Несмотря на это, Apple iPad – это устройство «на все деньги». Во всяком случае, этот гаджет – определенно не назвать мусором. И даже более того, спустя целый год, iPad – одно из самых лучших (и хорошо продающихся) устройств в своем классе. А конкуренты безрезультатно пытаются достичь хотя бы стартовой цены iPad – 500$.

Планшет Motorola Xoom, к примеру, дебютировал в США со стартовой ценой 800 $. (Если быть честным, то его можно сравнить с 730-долларовой версией iPad, но вместе с тем, нет и Xoom за 500 $). Еще один конкурент – Samsung Galaxy Tab – с относительно слабым 7-дюймовым дисплеем, стоит 600 $ без контракта.

Почему конкурентам Apple так сложно добиться меньшей стартовой цены? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Джейсон Хайнер (Jason Hiner) – сотрудник сайта Tech Republic – подсказывает нам, что дело отчасти заключается в розничной стратегии Apple. На данный момент Apple имеет 300 розничных магазинов по всему миру, продающих iPad-ы потребителю напрямую, без посредников. Как можно догадаться, такая стратегия позитивно сказывается на прибылях компании Джобса. Если бы iPad продавался в розницу через посреднические магазины, довольно ощутимая часть прибыли отходила бы посреднику в качестве процента.

Конечно, Apple заключила партнерство и с некоторыми розничными сетями вроде Best Buy и Walmart, однако их магазины всегда испытывают проблему с нехваткой планшетов. Хайнер считает, что истинной целью такого партнерства вовсе не является продажа устройств, главная цель – это маркетинговое послание. Своего рода реклама iPad-ов.

«Компании нет особого смысла продавать iPad’ы через партнерские торговые сети, в таком случае она теряет ощутимую часть прибыли по сравнению с прямыми розничными продажами через собственные магазины или через онлайн-магазины», говорит Хайнер. «Как бы то ни было, у конкурентов вроде Motorola, HP и Samsung нет другого выхода, кроме как торговать “таблетками” через посредников». Более того, стоит учесть, что планшету iPad не приходится конкурировать с аналогичными устройствами с соседней полки, лежа в фирменном магазине Apple.

Однако розничная стратегия – это не самая главная фишка, позволившая снизить цену гаджета до такой низкой отметки. Снизить стоимость iPad до 500 $, судя по всему, позволил целый комплекс факторов.

Apple – это одна из наиболее вертикально интегрированных компаний в мире. Поясним, что это значит: Apple контролирует не только непосредственную торговлю устройствами, но и весь процесс производства, включая собственноручную разработку «железа» и «софта». Даже цифровой контент для своих мобильных компьютеров Apple продает из своего собственного онлайнового магазина iTunes.

Собственноручное проектирование всего и вся означает, что Apple не должна платить третьей стороне за лицензирование той или иной технологии или объекта интеллектуальной собственности. К примеру, чип A4, на базе которого построен iPad, разработан самой Apple (не Intel, AMD или Nvidia, даже несмотря на то, что процессор выполнен на архитектуре ARM). Операционная система iOS – еще одна собственная разработка компании – не нужно устанавливать ОС от Microsoft или Google и платить им отчисления.

Почему думаете Hewlett-Packard купила Palm – чтобы производить смартфоны Pre и планшеты TouchPad? Нет. HP нужна была операционная система WebOS, которая разрабатывалась бы «внутри». HP нужно было создание Apple-подобной вертикальной интеграции, дабы контролировать производство устройств «от и до», не подчиняясь требованиям Microsoft и не платя ей лицензионные отчисления.

К чему мы ведем с вертикальной интеграцией? К тому, что магазин цифрового контента iTunes, магазин приложений App Store и магазин цифровых книг iBooks приносит компании огромные прибыли. Конечно, iBooks еще далеко до аналогичного магазина Amazon, но вместе с тем App Store и iTunes являются одними из лидеров на рынке продажи цифровых товаров.

Издание iSuppli однажды попыталось подсчитать стоимость всех компонентов iPad, и заявила, что в сумме отдельные компоненты стоят много дешевле 500 $. Но такой подсчет совершенно некорректен и не имеет смысла, потому что, к примеру, не учитывает затрат компании-производителя на исследования и разработки. Если считать стоимость материалов, из которых изготовлен процессор Intel Core i7-990X Extreme Edition (кремний, медь, текстолит и т.д.), то выйдет всего несколько центов. На деле же процессор стоит около 1050 $ — ценой окупаются деньги, вложенные в его разработку.

Вообще, наверняка, компания Apple может позволить продавать iPad по себестоимости или даже по несколько заниженной цене, то есть, «себе в убыток». Ведь потеря нескольких долларов с каждого устройства в конечном итоге выливается в огромное материальное возмещение со стороны мощной онлайново-софтверной «экосистемы». Другими словами, компания заработает намного больше на самом пользователе, купившем iPad по себестоимости, и покупающем в дальнейшем программы, музыку и видео для своего устройства в онлайновых магазинах Apple.

Экосистема и контроль – все это позволяет предоставить уникальные условия конечному пользователю. Конкуренты не могут достичь отметки в 500 $ по большей части потому, что они не столь интегрированы, как Apple: в плане розничной торговли, онлайн-магазинов цифрового контента, разработок железа/софта и так далее.

Как сказал однажды Стив Джобс, «Apple – это последняя компания в нашей индустрии, которая создает устройства с начала и до конца самостоятельно». Именно с самостоятельностью у конкурентов Apple и наблюдаются трудности.